КАТАЛОГ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАЗАНИ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ:

ГлавнаяБлогиКабинет психологаПсихологи о карме

Психологи о карме

Автор
Опубликовано: 1909 дней назад (24 августа 2013)
0
Голосов: 0
Недавно пришлось столкнуться с вопросом о взаимосвязи психологии и учения о карме. Тема оказалась интересная, но очень неоднозначная и запутанная. Сегодня хочу поделиться с Вами своими размышлениями на этот счет.

Психология, как достаточно молодая наука (как научная дисциплина стала оформляться в конце 19 века), конечно же, изначально опиралась на философские и религиозные учения.

Давайте разберемся, что же есть общего и различного во взглядах психологии и учении о карме на природу человека.

Итак, понятие «карма» с санскрита переводится как — «причина-следствие, воздаяние», от санскр. ка́рман — «дело, действие, труд». Это одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, причинно-следственный вселенский закон, дополняющее учение о перевоплощении. Появляется уже в ведах и в дальнейшем входит почти во все индийские религиозно-философские системы, является существенной частью индуизма, буддизма и джайнизма. В широком смысле карма — это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т. е. дальнейшего существования.

Но сегодня же проблема заключается в том, что понятие карма далеко от того, изначально вкладываемого в него, смысла. Оно стало часто использоваться и в эзотерике, и в оккультных практиках, и в быту, людьми религиозными и атеистами, при этом каждый понимает под ним что-то свое или вовсе его не понимает.

Именно из-за этих искажений и приобретения какого-то мистического и магического оттенка, у многих это слово вызывает недоверие или, в лучшем случае, скепсис.

Итак, если подходить к понятию «карма» именно в его изначальном смысле (т.е. с точки зрения причинно-следственных связей между поступками человека и их влиянием на его дальнейшую жизнь), то да, психология и психотерапия разделяет некоторые позиции учения о карме. И гештальт-терапия тем более не стала исключением, т.к. в начале своего появления она интегрировала в себя и идеи восточной философии.

В терапии сложно бывает избежать темы морально-нравственной. Никто, конечно, не будет давать оценку поступкам клиента или наставлять его на путь истинный, но сам клиент так или иначе ищет свой путь в процессе терапии. И темы принятия на себя ответственности за свою жизнь и за себя самого, свободы воли, развития и достижения зрелости будут часто обсуждаться. Еще учение о карме говорит о том, что в жизни нет случайностей, и психологи тоже с этим согласятся, т.к. человек сам создает свою реальность и отвечает перед собой за каждое свое действие и за его последствия.

Но есть и значительные отличия. Например, в психологии мы не используем понятие о реинкарнации (прошлых и будущих жизнях), все, что мы можем – это работать только с существующей ситуацией. В учении о карме же признается влияние прошлых воплощений на сегодняшнюю жизнь человека. В терапии невозможно рассуждать о таких вещах, потому что мы знаем только об этой настоящей жизни и можем повлиять лишь на сегодняшнюю ситуацию и видеть результаты этого влияния. А то, о чем говорим, но чего мы не имеем возможности наблюдать, будет рассматриваться как проекция, что является защитным механизмом – прерыванием контакта, т.е. уходом от решения проблемы.

Так стоит ли сочетать эти два подхода?

Моя личная точка зрения на сегодняшний момент все-таки, нет, не стоит. На это есть свои причины.

1. Учение о карме пришло из восточной философии, психология и психотерапия – явления скорее западные, и различия в наших картинах мира и системах ценностей довольно существенны.

2. Неоднозначность, неопределенность этой причинно-следственной кармической связи. Мне не понятно, за какое действие какая будет расплата.

3. Кроме того, необходимо разбираться в обоих предметах (психологии/психотерапии и карме) на одинаково высоком уровне. И сделать это, как и найти подобных «профи», достаточно сложно.

4. На мой взгляд, смешение психологии и эзотерики – дело неблагодарное, т.к. у человека (клиента) может возникнуть ощущение разорванности, потери целостности: «Так на каком уровне решать проблемы: на "тонком", кармическом? или все же на психологическом? или на всех сразу?? и как их решать?»

5. Кроме того, зная наш русский характер, предполагаю с 99% вероятностью, что у клиента возникнет желание списать все на непреодолимые препятствия в виде кармических долгов, грехов и ошибок, и как обычно сдаться, не прикладывая самому никаких усилий для изменения себя и своей жизненной ситуации, отказаться даже от реальных возможностей. А реальная возможность есть – это измениться самому.

А «за» может быть то, что, возможно, стоит заниматься своим душевным здоровьем и исправлением жизни на разных уровнях: и на психологическом, и на духовном, все-таки человек – существо целостное.

Яна БУЛЫГИНА,
психолог, гештальт-терапевт
(Кабинет психологической помощи «Точка опоры»)
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!