СТАТЬИ ПО ТЕМАМ:

Аллергология
Венерология
Гастроэнтерология
Гинекология
Дерматология
Диетология
Кардиология
Косметология
Маммология
Мануальная терапия
Неврология
Онкология
Офтальмология
Оториноларингология
Педиатрия
Психология
Пульмонология
Ревматология
Сексопатология
Стоматология
Терапия
Травматизм
Урология
Фармакология
Хирургия
Флебология
Эндокринология
Эндоскопия
Слухопротезирование
 
Болезни
Обзоры
Тесты
Здоровый образ жизни
Новости
Новости сайта

КАТАЛОГ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАЗАНИ

КРАСОТА КРАСОТА
Товары для красоты, Косметологические салоны, Солярии, Медицинские центры
ЗДОРОВЬЕ ЗДОРОВЬЕ
Нетрадиционная медицина, Оптики, Аптеки, Страхование, Лечебный отдых, Мануальная терапия
МЕДИЦИНА МЕДИЦИНА
Медицинские центры, БольницыТравмпункты, 
МоргиСтоматологии
Женские консультации,
Диагностические центры
 СПОРТ
Тренажерные залы, Фитнес-центры, Йога, Бани и сауны, Спортинвентарь, Бассейны и аквапарки
 ВСЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Школы раннего развития, Детские магазины, Детские больницы, Детские сады, Частные детские сады, Детские стоматологии
 СФЕРА В2В
Производители, Обучение, Медпресса и литература, Сервисное обслуживание

 
ГлавнаяНовостиПневмококковая инфекция – актуальный фактор риска в период пандемии
Партнерский материал
тест

Пневмококковая инфекция – актуальный фактор риска в период пандемии

29 января 2021 - Инфослужба
В период неблагоприятной эпидемиологической обстановки на передний план выходят вопросы защиты населения от опасных инфекций, способных вызывать тяжелые жизнеугрожающие заболевания и усугублять течение других болезней. Особенно актуальна эта проблема для многочисленных представителей групп риска.

Среди возбудителей опасных инфекций, на которые медицинское сообщество обращает пристальное внимание, выделяется в том числе и пневмококк, или Streptococcus pneumoniae. Эта бактерия вызывает 27% случаев пневмоний[1] – тяжелого заболевания, на которое приходится около половины смертности от инфекционных болезней в РФ: по данным за 2019 г. во взрослой популяции этот показатель составил 50,4%[2].
Пневмонии и их осложнения – лишь часть возможных последствий инфицирования S. Pneumoniae. Этот патоген способен вызывать острые респираторные инфекции, синуситы и отиты, а также жизнеугрожающие инвазивные инфекции с развитием воспалительного процесса в различных органах и тканях и заболевания тяжелого течения, такие как менингит, а также бактериемию и сепсис[3].

Сергей Авдеев, д.м.н., член-корреспондент РАН, профессор, главный пульмонолог Минздрава РФ, в рамках симпозиума «Вакцинация взрослых групп риска против пневмококковой инфекции в период эпидемиологического неблагополучия» на XXX Конгрессе по Болезням Органов Дыхания привел данные по летальности от внебольничных пневмоний на территории России в период от января до октября 2020 года: первые три месяца года демонстрировали стабильные показатели, сравнимые с предыдущими периодами, но с апреля они выросли на 353%.

Представители групп риска по возрасту и наличию различных заболеваний нуждаются в особой защите от пневмококка. Иммунодефицитные состояния при ВИЧ и получении иммуносупрессивной терапии, в отличие от хронических заболеваний, повышают риск развития пневмоний не в 3-7 раз, а практически в 10 и более раз[4], и выступают самым значительным фактором развития пневмококковой инфекции у взрослых, отметил С. Авдеев.

С особыми рисками сталкиваются пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ): ССЗ сами по себе и их сочетание с другими заболеваниями провоцируют больший риск развития, неблагоприятного течения и прогноза пневмонии[5], а пневмония, в свою очередь, может вызывать развитие острых форм сердечно-сосудистой патологии, таких как инфаркт миокарда, инсульт или декомпенсация сердечной недостаточности[6].

Игорь Фомин, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой госпитальной терапии и общей врачебной практики им. В.Г. Вогралика Приволжского исследовательского медицинского университета, привел данные, согласно которым, у  26,7% пациентов с внебольничной пневмонией развивались сердечно-сосудистые осложнения, из них в 3,6% развивался инфаркт миокарда, в каждом пятом случае (22%) – аритмия, и 60% таких пациентов сталкиваются с сердечно-сосудистой недостаточностью[7]. Также он рассказал, что по данным российских исследований, до 70% внебольничных пневмоний у пациентов с хронической сердечной недостаточностью (ХСН) были вызваны пневмококком[8].
Сахарный диабет является еще одним фактором риска развития и тяжелого течения пневмококковой пневмонии. По словам Галины Игнатовой, д.м.н., профессора, заведующей кафедрой терапии ИДПО Южно-уральского государственного медицинского университета, главного пульмонолога УрФО, любой случай острой респираторной инфекции у пациентов с сахарным диабетом должен рассматриваться как сигнал тревоги. Сочетание сахарного диабета первого и второго типа с другой хронической патологией в еще большей степени повышает тяжесть респираторных инфекций, а вероятность развития летального исхода от гриппа и пневмонии у пациентов с сахарным диабетом в 3 раза выше, чем в популяции[9].
Вероятность пневмококкового сепсиса при внебольничной пневмонии у больных с диабетом также возрастает – в полтора раза. Смертность от пневмонии у больных диабетом возрастает в 1,7 раза, а от сепсиса – более чем в 3 раза, чем у пациентов без диабета9.
Вакцинопрофилактика является мерой, которая может способствовать защите от пневмококковой инфекции. Она включена в Национальный календарь профилактических прививок (НКПП) РФ по эпидемическим показаниям для детей в возрасте от 2 до 5 лет, ранее не привитых, а также взрослых, относящихся к группам риска, включая лиц старше 60 лет и страдающих хроническими заболеваниями легких[10].
 
 
[1] Christopher F. Dion; John V. Ashurst. Streptococcus Pneumoniae. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK470537/
[2] Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях) (Форма 2) 2019 г.
[3] Пневмококковая инфекция. Стандарты эпиднадзора за управляемыми инфекциями. Всемирная организация здравоохранения. 2018.
[4] Shea KM et al. Rates of pneumococcal disease in adults with chronic medical conditions. Open Forum Infect Dis. 2014 May 27;1(1):ofu024.
[5] Титова О.Н., Кузубова Н.А., Александров А.Л., Перлей В.Е., Тихонова К.А. Особенности иммунного ответа у больных внебольничной пневмонией с сочетанной сердечно-сосудистой патологией. «РМЖ», №11 от 18.09.2020 стр. 59-63
https://www.rmj.ru/articles/bolezni_dykhatelnykh_putey/Osobennosti_immunnogo_otveta_u_bolynyh_vnebolynichnoy_pnevmoniey_s_sochetannoy_serdechno-sosudistoy_patologiey/#ixzz6feNXCDws
[6] Ohland Jessica, Warren-Gash Charlotte, Blackburn Ruth, Mølbak Kåre, Valentiner-Branth Palle, Nielsen Jens, Emborg Hanne-Dorthe. Acute myocardial infarctions and stroke triggered by laboratory-confirmed respiratory infections in Denmark, 2010 to 2016. Euro Surveill. 2020;25(17):pii=1900199. https://doi.org/10.2807/1560-7917.ES.2020.25.17.1900199    
[7] Corrales-Medina VF, Musher DM, Wells GA, et al. Circulation. 2012; 125: 773–781.
[8] Бобылев А.А., Рачина С.А., Авдеев С.Н., и др. Пульмонология. 2019; 29 (3): 293–301.
[9] Тарасова А.А., Костинов М.П., Парамонова Ю.А. Подходы к вакцинопрофилактике респираторных инфекций у пациентов с сахарным диабетом в современной эпидемиологической ситуации. Сахарный диабет. 2019;22(5):473-480. https://doi.org/10.14341/DM9820
[10] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 21 марта 2014 г. N 125н г. Москва "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям"